Ландшафтно-этническая композиция «Шор чиринин ээлери. (Хозяева Шории)» как способ визуализации духовной жизни шорцев.

 

 

 

Ландшафтно-этническая композиция «Шор чиринин ээлери» (Хозяева Шории)»   отражает культ  сти­хийных сил и объектов природы, существовавший у шорцев в прошлом и возрождающийся в настоящее время.

Создание этой композиции - труд, безусловно, коллективный. Идея была выдвинута директором музея Надеждой Алексеевной Шихалёвой в 2011 году.  Концепция композиции постепенно вынашивалась и развивалась в нашем музее. Бывший работник музея, а сейчас его внештатный сотрудник, очень талантли­вый архитектор из Минусинска Максим Ермолаев разработал творческий проект.

Проект прошел несколько этапов в своем развитии и в итоге разделился на два оригинальных решения и выплеснулся за пределы музейной территории. Согласно первому напротив музея, на противоположной стороне улицы, был создан сквер Василия Вербицкого, священника, миссионера  Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии, распространяющего христианство среди коренных жителей – кузнецких татар-шорцев. В ходе работ над скве­ром в отделе главного ар­хитектора районной ад­министрации и проектном бюро «Шерегеш-проект» из проекта Максима Ермолаева было заимствовано местополо­жение объекта и принцип планировочной организации транзитной площадки.

Итогом второго решения проекта стала ландшафтно-этническая композиция «Шор чиринин ээлери» (Хозяева Шории)», расположенная у входа в музей. Композиция  является своеобразной прелюдией, настраивающей посетителей на ознакомление с этнографиче­ской экспозицией внутри по­мещения, служит её гармоничным дополнением    и составляет вместе со  стационарной экспозицией единое целое.

 

 

Центральным звеном в композиции является пло­щадка с жертвенным оча­гом для проведения культовых обрядов, в том числе обряда поклонения «От-эзи» - Духу огня. Этот Дух предстаёт  в своём естественном обличии, а именно в виде костра, зажигаемого в жертвенной чаше в центральном круге. Рядом располагаются  покрытые письменами резные коновязными столбы, увенчанные изображениями конских голов  –« Сарчином» -  символом единения тюркских народов.

  «От-эзи» группирует во­круг себя три тематических композиции:

 - справа «Пай казын» - Свя­щенная берёза, украшенная чаламами – разноцветными ленточками. Этот ритуал совершают участники    обрядов и просто желающие из числа посетителей музея.

  - слева  - искусно вырезанная из кедра сгорбленная фигура восседает на вершине скалы, а из-под её пальцев вытекает родник. Это никто иной как «Суг Ээзи» - Хозяйка воды по религиозным поверьям шорцев.  Инженерное решение принадлежит   научному сотруднику музея Анатолию Ковякину, смонтировавшему циркуляцию воды оборотного водоснабжения.

 - напротив, у стены музея, высится гора о трёх вершинах,   средняя из них имеет суровое лицо старика. Это «Таг-Ээзи» -  Дух горы, особо почитаемый среди шорцев. Выполнен­ная из бетона скульптура покоится на огромных валунах, подобранных по цвету и фактуре. Смотрится она весьма внушительно.

 

 

Немного поодаль расположена символическая сва­дебная юрта как символ се­мейной религиозной обряд­ности шорского народа.

  Автором этих самобытных произведений является  известный в Горной Шории  мастер декоративно-прикладного искусства, талантливый скульптор из Таштагола - Сергей Афанасьевич Челбогашев. Ему, как представителю шорского народа, были близки и понятны по смысловому и духовному содержанию скульптуры, которые он создавал: Хозяин горы, Хозяйка воды. Кроме того, он изготовил   коновязные столбы. Надо отметить, что при завершения оформления скульптуры «Хозяин горы» подключился замечательный художник из Шерегеша Дмитрий Мамонтов.

 Самым большим и экзотическим сооружени­ем ландшафтной композиции выступает объект «Свадебная юрта», изготовленный алгысчи (помощником шамана)  Александром Тудегешевым из пос. Средние Кичи. Это сложенный из брёвен стилизован­ный остов в форме вигвама. Сверху его венчают берёзовые ветви с листьями, на полу концентрическими кругами из камня и доломитной крошки оформлен очаг.

Кроме того,  ком­позиция дополнена скульптурами, созданными на I районном «Празднике топора» и переданными в дар городу в честь 50-летнего юбилея. Скульптурные произведения из кедра  «Солн­це в образе Хозяйки Света» Алексея Кулика, «Кайчи» Сергея Челбогашева и  «Медведя» А.М.Пахомова украшают и органично вплетаются в ландшафтно-этническую композицию.

Открытие этнической площадки состоялось 17 августа 2013 года  в рамках празднования 50-летия Таштагола. У музея собралось как минимум четыре сотни зрителей и участников. Программа включала   не только открытие самой композиции, но и демонстрацию её практичес­кого применения: часть объектов использовалась в проведении культовых и свадебных обрядов.

Изюминкой програм­мы, а также неожиданным зрелищным подарком для зрителей стал стилизован­ный свадебный культовый обряд.

Ге­рои обряда - молодожёны Владимир и Виктория Тепчегешевы, которые после торжественной церемонии бракосочетания в Таштагольском ЗАГСе закрепили свой брак совершением се­мейного шорского обряда.

На площади у музея развернулся настоящий спектакль, в главных ролях которого выступили участники  шорского народного фольклорного ансамбля «Ак Чайяк», умело сыгравшие родственников молодых. Великолепно ис­полнила свою роль и дирек­тор музея Н.А. Шихалёва, которой не откажешь в теа­тральном мастерстве. Свежеиспечённые супру­ги - красивые, лучезарно улыбающиеся - эффектно подъехали месту действия на лоша­дях. Жених - в нарядном шабуре, невеста, похожая на сказочную принцессу - в традиционном белом платье, но с национальной войлочной накидкой.  Жених умело разжёг огонь, чем заслужил одобрение родни и зрителей. И только тогда жених и его родня решились поднести дары родителям невесты. «Род­ственники» - «акчаяковцы»  заплели молодой жене импровизированные косы, возведя её тем самым в статус замужней женщи­ны. Свадебная юрта на миг приняла молодожёнов, чтобы те «в уединении» прочувствовали атмосферу интимности, сплочённости, единого дыхания семейной жизни. На неё - счастливую семейную жизнь - моло­дожёнов благословил сам шаман, в чей образ искусно вошёл И.А. Идимешев, который включил  в свадебный обряд ритуал кормления огня, благопожелания и обращения к духам.

В заключение хочется сделать следующие выводы:

Данная композиция гармонично дополняет этнографическую композицию внутри музея и составит вместе с нею единое целое, даст посетителям, прохожим достаточно широкое представление о религиозной культуре, мифологии и свадебной обрядности шорцев.

Ландшафтный объект «Хозяева Шории», расположенный напротив сквера Вербицкого, логически продолжает цепочку мероприятий по благоустройству и оформлению уличного пространства в центре города, значительно улучшает его эстетический облик и придает национальный колорит, способствует формированию толерантности в межэтнических отношениях, повышает статус шорцев не только в своих собственных глазах, но и в глазах окружающего нешорского населения.

Этническая композиция возле музея стала социальным общественно-значимым местом - местом проведения культовых, свадебных обрядов, праздников, местом соприкосновения с духовной культурой коренных жителей нашего района.

Сама экспозиция  и деятельность по её использованию - это средство воспитания в людях понимания разнообразия культур и уважения к самобытности, лежащей в основе творчества любого народа.

 Композиция  привлекательна для таштагольцев и гостей города просто как место отдыха и место проникновения самобытной культурой и религиозными таинствами шорского народа.

 

 

 

 

 

Please reload

    © 2016 Музей этнографиии и  природы Горной Шории

    © 2016 Дизайн Вячеслав Шевченко

    Unknown Track - Unknown Artist
    00:00 / 00:00