Воспоминания женщин Алтайского прииска о жизни в годы Великой Отечественной войны.

Эти воспоминания женщин, переживших трудные годы войны, послевоенное время восстановления разрушенного хозяйства, показывают, что, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, они сохраняли оптимизм, умение радоваться жизни. Они трудились, не требуя наград и благодарности взамен.

Савкина Елена Ивановна, начальник отдела кадров прииска «Алтайский», :

Когда началась война, мне было 14 лет, я училась в школе. О начале войны узнала от отца, который побывал на митинге, состоявшемся 22 июня 1941 г. На фронт моего отца, Байлекпашева Ивана Дмитриевича призвали в 1942 году. Уходя на фронт, он наказывал моей матери, что бы ни случилось с ним на фронте, детей она должна выучить. В 1944 году он погиб.

Жилось трудно, плохо было с одеждой, питанием. Продукты получали по карточкам, с весны до осени собирали в тайге всё, что было съедобно. Старшим девушкам школа приобретала тапочки, так как они стыдились ходить босиком. Между уроками ученикам давали скудные завтраки, но голод всё равно ощущался постоянно. В школе было печное отопление, и ребята, когда шли на уроки, несли с собой 2-3 полена дров и кроме того, заготавливали дрова на лесосеке вместе с учителями. Норма была 1,5 кубометра на ученика в день. Потом привозили дрова в посёлок на санках на себе.

Предприятие, на котором работали почти все жители посёлка, имело своё подсобное хозяйство. Посевные площади были разбросаны вокруг Спасска, в деревнях, относящихся к Спасскому сельсовету – Турле, Тарлашке, Ежиголе, Соколе. Посевные площади составляли в конце войны больше шестисот гектаров. Сеяли пшеницу, овёс, рожь, лён. Овса сеяли до 400 гектаров, из него делали муку и крупу. Сажали морковь, капусту, картофель. В подсобном хозяйстве работали ученики старших классов. Распределялись по звеньям, за каждым звеном закреплялся участок. После занятий в школе ребята работали на своих участках. Осенью убирали урожай, не считаясь с погодой, в жару, в дождь, снег. И в школе учиться начинали только после уборки урожая. Иногда уборка длилась до ноября, так как не хватало рабочих рук. Собранный урожай реализовывался в детском садике, школе, больнице, столовой.

В школе был шумовой оркестр, драматический кружок. Всем классом ходили на репетиции спектакля. Кто-то играл главные роли, кто то принимал участие в массовых сценках, а кто то помогал оформлять декорации. Сколько же шума, смеха было на этих репетициях! Весело проводили праздники. Новый год встречали на улице, катались на санях, играли в «снежки». Угощением на праздники была «праздничная» булочка из кукурузной муки.

Много пели, очень быстро запоминали слова новых песен, звучащих по радио. Самыми популярными песнями были «Катюша», «Мой костёр в тумане светит», «Огонёк», «Счастье моё я нашёл в дружбе с тобой». Любили слушать Клавдию Шульженко, Вадима Козина. В клубе устраивали танцы, танцевали вальс, танго, а летом танцевали на стадионе. 2 – 3 раза в неделю в клубе показывали фильмы, которые привозили из Таштагола.

На фронт парни уходили прямо со школьной скамьи, многие добровольно, говорили, что не успеют иначе принять участие в разгроме врага. Так, в 1944 году проводили Шабалиных Дмитрия и Петра, Пенемясова Михаила (все они погибли). На проводах на фронт собирались вместе девушки, парни, пели песни, договаривались о том, кто кому будет писать письма. Проводы проходили и грустно и ве