Музей этнографии и природы Горной Шории традиционно принимает активное участие во всех культурных мероприятиях района. Вот и 17 июля на II-м Межрегиональном фестивале представителей тюркских народов Западной Сибири (ФЕСТИВАЛЬ КЕДРА) музей представил богатейшую этнографическую коллекцию подлинных предметов быта шорского народа. Более 200 уникальных экспонатов открыли гостям фестиваля страницы истории нашей малой Родины, и мы постарались создать атмосферу настоящей жизни шорцев 100 и более лет назад.

В центре стадиона, где проходил праздник, возник огромный остров горно-шорской тайги, где посетителей встречала священная береза, летящая в глубинах Вселенной, окруженная прекрасными шорскими пейзажами. Вокруг широко раскинулись этнографические «Станы под сенью Кедра». Здесь, на оживших экспозициях и проходила интерактивная экскурсия. Гостей под руководством ведущей в национальном костюме (Екатерина Борисова) в сопровождении шорского национального ансамбля «Ак Чайак» вначале на орехово-промысловом стане встретила шорочка Марон (Галина Колесникова). Таёжница ловко разбивала



шишки, просеивала, провеивала орех и угощала всех желающих. Затем анчи (охотник) Паслей (Виктор Ковалик) рассказал о шорских способах охоты и рыбалки, показал, как охотились на зайца, кротов, соболя, рябчиков, как ловили рыбу.



Хозяйка шорской юрты Чустукей (Анжела Токмашева) наготовила талкан на всех гостей, используя настоящую



древнюю ручную мельницу «тербен». А в шорском улусе старейшина Саргай (Валентина Курдакова) приготовила на костре шорский национальный напиток «арачка» и предлагала всем оценить его на вкус.



Но самое интересное проходило на кузнечном стане. В День металлурга впервые за триста лет в Южной Шории была проведена реконструкция выплавки железа по древней технологии шорских кузнецов.

Провел плавку ученый-археолог, зам. директора по науке музея\заповедника «Кузнецкая крепость» к.и.н. Юрий Викторович Ширин.


Примечательно, что именно он в 80-х годах ХХ века открыл археологический памятник «Мундыбаш-1», который расположен вдоль обрывистого берега площадки, на которой и проходит Фестиваль кедра и именно здесь им обнаружены остатки древней шорской плавильной печи.

За недостатком времени удалось получить всего несколько сотен грамм железа, но это убедительный тому факт, что основными занятиями шорцев были не только таёжные промыслы, но и кузнечное дело, давшее название Кузнецкого нашему краю– Кузбассу.



Интерактивная экскурсия закончилась и во всех станах начались мастер-классы по освоению домашнего и промыслового хозяйства шорцев.

Эти занятия привлекали на протяжении всей работы фестиваля многочисленных посетителей, желающих познакомиться с древней интересной культурой коренных жителей земли Горно-Шорской.




У нас были сомнения вывозить ли экспозицию в таком большом формате, с объемными конструкциями для фотопанорам, широким показом большего количества подлинных экспонатов. Но прошедший праздник показал, что такое интерактивное музейное представление очень востребовано. Неиссякаемый интерес зрителей служил тому подтверждением.



Музей этнографии и природы Горной Шории от всей души благодарит зам. директора по науке м\з Кузнецкая крепость Ю. В. Ширина, н.с. Новокузнецкого краеведческого музея Р.В. Мартюшова, шорский народный ансамбль «Ак Чайак», мастериц В.С. Курдакову, А.В. Токмашеву, Г.В. Колесникову и ведущую Е. Пасканову за участие в подготовке и проведении музейного интерактивного действа на II-м Межрегиональном фестивале представителей тюркских народов Западной Сибири (ФЕСТИВАЛЬ КЕДРА) .



Отзывы гостей фестиваля.


В совсем непогожее воскресенье июля отправились мы из города Таштагол на столь долгожданное событие Таштагольского района – на межрегиональный фестиваль тюркских народов «Фестиваль Кедра».

В этом году он проходил уже во второй раз.

Как только мы заехали в поселок Мундыбаш, погода изменилась. Над стадионом «Металлург» было облачно, но светло, тепло и радостно . Трава была абсолютно сухая, а это говорило о том, что дождя здесь и вовсе не было.

Сразу в глаза бросился масштаб фестиваля. По периметру поля располагались палатки с выставкой-продажей от мастеров-умельцев, увидели также юрту, расписной чум, и конечно центральную сцену, которая пестрила наличием зеленого цвета и всюду было изображение кедровой шишки. Мы приехали точно по адресу!

Играла музыка, шла активная подготовка, мы видели пока накрытое тканью деревянное изваяние у входа, это стало быть та самая «Богатырь –шишка», вот тут, наверное, вскоре зажгут костер и будет обряд. Но ноги наши вели нас так, как будто точно знали что дальше будет больше.

Прямо в центре стадиона, в самом центре праздника (как величественная «вишенка» на торте) красовалась масштабная конструкция.На нас смотрели изображения тайги, украшенная береза. Казалось, будто космос окутал её ветви. Это наверняка что-то сакральное, то что соединяет всё и имеет тайный священный смысл для тюркского народа. Делаем фото. Ждем начала.

И вот шаман с бубном кормит огонь... и после обряда к нам выходит девушка в национальном костюме, задорно приглашает всех пройти и стать участниками этнографических этюдов «Станы под сенью Кедра». С удовольствием принимаем приглашение и отправляемся в настоящее путешествие во времени.

Народу немало, и тут неожиданно с веселой песней под баян к нам присоединяется ансамбль под названием «Ак Чайак». Задорные женщины шутят, говорят по-шорски, и подзадоривают всех своим творчеством! Конечно ведущая забирает их с собой и мы уже топаем к первой площадке. Это ореховый стан. Шишкарь-женщина со знанием дела дубасит по шишке деревяной теркой и тут же превращает всё в шелуху, ловко просеивает –мусор в сторону, в ладонях орех. Были удивлены запасам шишки, но хозяйка стана сказала, что год нынче урожайный и с бурундуком у них договор –запасы имеются даже в июле. А мы что? Мы верим, смеемся, пробуем орех на зубок и двигаемся к следущему стану.

Здесь нас встретил мужчина с бородой в национальной одежде. Здороваемся по-шорски. Это охотник и рыбак в одном лице по имени Паслей. У него на стане представлено очень много снастей – и ловушки, и силки, рыболовные сети, мордушка и острога (больше на вилы похоже). И шкура медведя имеется, и ружье, конечно, тоже. Очень колоритно, как будто мы и в заправду зашли к шорскому промысловику 19-го века. Как зайца ловите? – спросила ведущая. И одним пальцем правой руки охотник продемонстрировал нам устройство и принцип ловушки. А что налима 5-ти метрового поймал?- подначивал Хозяина ансамбль. Но тут он нам и про рыбалку рассказал, и наказ дал, чтобы хариуса изловили. Будем стараться. Ведущая приглашает всех идти дальше. Мы с мыслями о жареной рыбке на костре, слушаемся и идем, а вдруг дальше и накормят.

За поворотом экспозиции видим удивительную картину- деревянная конструкция похожа на домик, рядом глиняная чаша, наверное печь. Это кузнечный стан. Нас встретил настоящий ученый и археолог Юрий Викторович. Рассказал, что шорцы- это самые первые кузнецы в Сибири, и металлургия была их занятием на протяжении долгого времени. Тут же достал щипцами из глиняной печи кусок метала и стал его отбивать. То, что это железо сомнений нет. Но магнит для достоверности он прикладывает. Кузнечное дело непростое, но каждый желающий здесь смог попробовать хоть немного , но стать кузнецом.

Путешествие продолжается. Видим табличку «Диорама «Домашние занятия шорцев». Смело подходим всей гурьбой, наверняка там что-то съестное. Девушка Тайрак встречает нас и вместе с ансамблем активно начинается приготовление талкана. А что такое талкан? Это зерна ячменя, которые сначала обжарили, потом истолкли в ступе, а затем на каменных жерновах размололи и через сито отвеяли. Главное, что так быстро процесс только у знатоков и самих шорцев получается, нам эти жернова очень тяжело дались. А еще рассказали, что только женщины изготовлением талкана занимались, теперь боюсь представить, сколько силы у них было. Талкан готов, мы попробовали . Сытно и необычно. Говорят, его с маслом и с медом мешают. Талкан у шорцев всему голова! Ведущая не дает нам расслабиться и побольше попробовать, тут же приглашает к Хозяйке следущей площадки. И, судя по аромату, неспроста.

Добродушная женщина выходит к нам с хитрыми глазами и вещает, что именно сегодня на фестивале она решила по-настоящему сделать напиток. Но не простой, а истинный шорский напиток под названием арачка. Это дело нелегкое, сначала готовится абыртка – это тоже напиток, который похож на русский квас, но покрепче в разы. Именно он в основе у Хозяйки. Арачка вытекает из деревянной кадушки. Смотрим , слушаем и до нас доходит — ведь перед нами шорский самогоный аппарат, самый настоящий! Вот это да! И на наши вопрошающие, полные удивления глаза , милая женщина тут же предлагает продегустировать напиток. Отказать никак нельзя. Пьем! Эх, вот и ансамбль меха баяна растянул и песню запел, а мы затанцевали. На этом заканчивается интерактивная программа, но каждый может вернуться на станы и более детально все узнать, потрогать , сфотографироваться и конечно пообщаться с мастерами.

Этнографическая площадка была организована и представлена музеем этнографии и природы Горной Шории . А где же еще мы сможем увидеть столько истинных экспонатов, столько знаний о промыслах шорцев, столько опыта и зрелища? Только в музее, и он был здесь под открытым небом Мундыбаша. Если ты не идешь в музей, то музей идет к тебе и заставляет открыть рот от увиденного. Восторг и восхищение всем организаторам. Большое спасибо! Мы вернемся к Вам ещё!


Александра и Илья Григорьевы (г.Санкт Петербург)


25 просмотров