Таштагольский музей этнографии и природы Горной Шории ( МЭП ГШ ).

Тип, профиль и статус музея: этнография, краеведение, история,  муниципальный.

дата создания – сентябрь 1989 г.,

дата открытия – 5 мая 1995 г., город Таштагол.

Краткая история музея.

Создание музея.

Становление и развитие музея этнографии и природы Горной Шории (МЭПГШ) сыграли весомую роль в сохранении историко-культурного наследия и возрождении современной этнической культуры шорского народа. Деятельность музея связана с современными общественно-политическими и этнокультурными процессами шорцев, а его предыстория - с итогами первых двух научно-практических конференций по проблемам развития шорского этноса во II половине 80-х годов.

В то время начинался период возрождения традиционной культуры и национального самосознания. Свою роль в этом зарождающемся движении сыграла 1-я научно-практическая конференция в апреле 1986 года, посвященная 60-летию образования Горно-Шорского национального района. Научное совещание рекомендовало расши­рить тематику будущего музея истории горнорудного объединения «Сибруда» (инициатива его создания была одобрена партийными и советскими органами г. Таштагрла в середине 80-х гг.) и создать му­зей истории Горной Шории.

Официальное решение о создании музея было принято Таштагольским горкомом партии лишь в декабре 1987 г. Однако, ещё почти 2 года музей существовал только на бумаге.

Следующим мощным толчком к созданию музея явилась вторая научно-практическая конференция «По проблемам социально-экономического и национально-культурного развития Горной Шории, которая состоялась 12-13 июня 1989 года в г. Таштаголе. Надо отметить, что её подготовили и провели Таштагольский горком КПСС, горисполком совместно с КемГУ на волне активного развития национально-культурного движения шорского народа за возрождение, сохранение и развитие языка, письменности и традиционной культуры. Один из пунктов рекомендаций конференции звучал так: «Конференция считает необходимым решить вопрос об открытии музея шорской истории и культуры в г. Таштаголе, и его строительство на спонсорских началах».

В этом же году под музей было отдано помещение в пристройке к жилому дому, которое ранее планировали как магазин. Директором музея была назначена Шихалёва Надежда Алексеевна, которую по праву можно считать и основателем музея.

И с этого момента началось создание научно-художественной концепции музея и практическое претворение её в экспозицию. В основу концепции построения экспозиции положено два направления: историзм – стремление понять прошлое и этнографизм – усилия направленные на сохранение настоящего. Научная и художественная композиция разрабатывалась параллельно. Такой подход обеспечивал единство экспозиционного языка и использование всей экспозиционной площади как единого целого. В процессе создания музея сама экспозиция рассматривалась как уникальное произведение. Таким образом, экспозиция была превращена в образное пространственное зрелище, обращенное в равной мере к интеллекту и к эмоциям посетителя. В структурном отношении экспозиция представляет собой ряд последовательных комплексов, в которых виды хозяйственной деятельности показаны в связи с природным циклом.

Сложность и важность этого периода заключались в том, что музей стал практически экспериментом по созданию музейной экспозиции на принципах современного подхода к художественному оформлению.

В этот же время шло наиболее активное формирование фондов музея. С этой целью с 1990г. по 1994г. состоялось 18 этнографических экспедиций на территориях Таштагольского, Мысковского и Междуреченского районов в Кемеровской области, а также  в Хакасии.

Эти многочисленные экспедиции явились главным источником создаваемых фондов. Предметы быта, орудия труда шорцев поступали из местных школьных музеев, краеведческих уголков, от участников ансамбля «Чылтыс» и, просто, частных лиц. Но самый большой приток экспонатов в музей обеспечили его работники (Е.И. Иптешева,

В.И. Кушнир, Н.А.Шихалева и др.) и члены этнографического кружка при Таштагольской станции юных туристов (директор Старкова Е.И.).

Собранные экспонаты послужили основой для создания первой в России музейной экспозиции, полностью посвященной материальной и духовной культуре шорцев.

Кроме сбора и хранения этнографических и других коллекций, музей с момента основания активно осуществлял свою культурно-просветительскую функцию. Эта функция помимо всего предполагала и сотрудничество с общественными организациями шорского народа. В 1990 году представители музея приняли активное участие в работе 1-го съезда Ассоциации шорского народа (АШН), благодаря их усилиям первым президентом Ассоциации был избран заместитель председателя Таштагольского горисполкома по национальным вопросам ГГ. Челбогашев.

Совместно с национально-культурным центром «Кызыл-Шор» г. Таштагола (председатель В.И. Ачелов), созданным в 1989 году, в выставочном зале строящегося музея устраивались выставки, популяризующие творчество шорских художников и фото художников: Якова Пепелова, Любови Арбачаковой (Тудегешевой), Вадима Бекренёва. Временные экспозиции традиционной культуры шорцев проводились как в музее, так и за его пределами: на городских и областных национальных праздниках. Имело место тесное сотрудничество с шорским фольклорно-этнографическим ансамблем «Чылтыс». Культурно-просветительская работа уже в этот период выходила за рамки обычных музейных функций. Об этом свидетельствовали такие формы культурного просвещения, как подготовка и проведение районных и областных национальных праздников, составление сценариев и постановка театрализованных обрядов с участием актеров самодеятельных ансамблей, участие в городских молодежных мероприятиях: КВН, конкурсе красоты «Кен Кыс» и других. Таким образом, в I половине 90-х гг. параллельно со строительством музейной экспозиции шел процесс формирования музея как единственного культурно-просветительского центра на юге Кузбасса, с музейной спецификой. Этот центр немаловажного общественного значения стал одним из национальных подразделений в создаваемой структуре общественно-культурного движения шорцев.

Создание музейной экспозиции завершилось торжественным открытием музея 5 мая 1995 года.

Становление и развитие  музея.

После открытия в истории музея можно выделить следующие этапы:

- 1995-2000 гг. - становление научно-исследовательской работы, комплектование фондов, активная экспозиционная деятельность и развитие музея как культурно-просветительского центра в южной Шории. На этом этапе получили развитие творческие формы культурно-просветительской деятельности: театрализованные экскурсии, передвижные временные выставки с участием шорского народного ансамбля «Чылтыс».

Особенной популярностью в те годы пользовалась экспозиция «Традиционные религиозные верования шорцев», с которой музей успешно выступил на международной музейной выставке «Красноярские Музейные Биеннале» в 1995 году в г. Красноярске. Музей участвовал в реализации проекта выставки Новокузнецкого художественного музея «Томь. 2000 лет на берегу. 200 текстов культуры» (главный хранитель Л.Н. Кияницына), который стал лауреатом Всероссийского конкурса института «Открытое общество». Также сотрудники МЭПГШ Л.Н. Кияницына и Е.И. Иптешева выступали с выставкой на Московском международном музейном фестивале «Интермузей-99». В 1997 году было положено начало сувенирному делу в Горной Шории - при музее открылся художественный салон.

- 2001-2005 гг. - развитие научно-исследовательской, экспозиционной и культурно-просветительской деятельности, работа по возрождению духовности среди шорцев, участие в общественно-политическом движении. Музей активно участвовал в дискуссиях о путях духовного развития шорского народа, выступил аналитиком ситуации в

сфере духовных исканий шорцев и автором идеи возрождения и сохранения традиционного мировоззрения шорцев. Развернулась при активном участии ансамбля «Чылтыс» в краеведческих экспедициях работа по подготовке и проведению культовых обрядов. Была также разработана «Программа сохранения шорского народа как этноса». Одновременно шла работа по увеличению музейных фондов.

Наиболее ярким и успешным событием на данном этапе являлась выставка «Традиционная культура шорцев», которую музей представлял на Всероссийском музейном фестивале «Интермузей 2003»;

- 2005-2008 гг. - велось совершенствование экспозиционной и культурно-просветительской деятельности. Особенностью этого этапа являлось выполнение музеем функций общественного центра коренного населения Таштагольского района. В сентябре 2005 года музей участвовал в проекте «Дары лесов Горной Шории» и международной выставке-форуме в г. Москва «Дары леса. Культура пользования».

18 декабря 2005 года музей организовал конкурс по созданию гимна, флага и эмблемы ОО «Таглыг Шор», ставший одним из значимых событий на новом этапе современного этнокультурного развития шорского народа. ОО «Таглыг Шор», получила собственную представительскую символику.

В феврале-апреле 2006 г. коллектив музея участвовал в работе по сохранению традиционных промыслов коренного населения, подготовил и провёл выставку-продажу «Дары лесов Горной Шории» на горе Зеленой. На этом этапе музейные фонды пополнились архивом «Ассоциации Шорского народа» с 1991 по 2006 гг и многочисленными фотографиями по традиционной и современной этнографии шорцев.

Идея территориально-общественного самоуправления шорцев была реализована сотрудниками музея и ОО «Таглыг Шор» в ходе социально-этнографической экспедиции. Во всех крупных шорских поселках состоялись сходы коренного населения, где были избраны паштыки (старосты). Так был введен институт паштыков. В целях их обучения коллектив музея и ОО «Таглыг Шор» при поддержке администрации Таштагольского района провел в августе 2007 года семинар паштыков на тему «Общины как эффективные формы самоорганизации шорцев». Здесь родовые общины были определены как самые эффективные, т.к. шорский сеок, - род является носителем хозяйственных, культурных и религиозных традиций и обычаев народа. Семинар паштыков, в силу широкого круга представленных на нем актуальных вопросов по проблемам шорского этноса и состава участников (доктор исторических наук А.Н. Садовой и доктор биологических наук В.Г. Дружинин), может быть приравнен к научно-практической конференции. Был издан сборник выступлений участников семинара в форме информационного бюллетеня.

В 2008 году музей представлял Кузбасс на III международной выставке-ярмарке «Северная цивилизация-2008» в г. Москва;

- 2009 – 2011 гг. - это этап назревшей реконструкции музейной экспозиции. Были оформлены диорама и витрина по теме «снежного человека», благодаря уникальным материалам, приобретенным у руководителей археологической экспедиции в п. Усть-Кабырза Ю.В. Ширина и В.М. Кимеева, создана экспозиция по археологии Горной Шории с реконструкцией погребения «Кабырзинская принцесса». В июне 2010 года, после реконструкции, принял посетителей зал «Духовная культура шорцев».

Достижением этого этапа стал капитальный ремонт в фондохранилище. Были произведены работы  по устройству новых полов, потолков, дверей, по отделке стен и фитолаборатории. И как итог – современный дизайн, новое оборудование для хранения и порядок в помещении фондохранилища.

В 2011 году были проведены летние экспедиции. Собирательская деятельность охватила 14 населенных пунктов и в результате музейные фонды увеличились на 114 предметов этнографии;

- С 2012 года идёт этап активных этнографических и археологических исследований Горной Шории и усилий по расширению фондовых и экспозиционных площадей музея и

этническому оформлению примузейного уличного пространства. В 2013 году создаётся и действует ландшафтно-этническая композиция «Хозяева Шории» на территории, прилегающей музею.

Так же ведущими направлениями в работе музея остаются культурно-просветительская и экспозиционная деятельность. Ежегодно музей организовывает и проводит «Музейные ночи» с разнообразной и насыщенными программами, детский районный праздник «Чыл пажы». Практикуются реконструкции семейно-бытового обряда «Шорская свадьба», по заявкам желающих, а также религиозных шаманских обрядов. В 2016 году, впервые в современной этнической культуре шорцев, состоялась реконструкция обряда «Сватание бубна», по полевым материалам Н.П.Дыренковой.

В 2016 году музей проводит межрегиональный конкурс по созданию флага и эмблемы для всей «Ассоциации Шорского народа». В результате у Ассоциация появляется своя долгожданная представительская символика.

Музей постоянно увеличивает количество временных выставок. В 2016 году музей достиг рекордной цифры – 40 выставок за год и неимоверных показателей – 8 выставок на одного сотрудника.

За последние 5 лет в музей поступили 5400 экспонатов (Эта цифра предварительная). Музейных предметов стало почти в 2 раза больше. Но этот хороший показатель работы усугубил давнюю проблему – проблему острого недостатка площадей в музее.

Страшная теснота, скученность экспонатов являются грубым нарушением инструкции по хранению музейных фондов. Нет условий для хранения картин. Часть их находится в открытом хранении в служебных кабинетах, в коридоре и т.д.

Выход на аудиторию ограничен при проведении просветительских мероприятий. Опять же из-за нехватки площади. Как правило, фойе и залы переполнены гостями, зачастую возникает скученность, что мешает восприятию программы и является нарушением техники безопасности при проведении массовых мероприятий.

Стационарная экспозиция по шорцам, русским староверам и археологии края работает с 1993 года. 3-4 года назад проведена её реконструкция. Но жизнь идёт вперёд и диктует новые условия: нужны новые музейные экспозиции. А где же взять помещение?

Его не надо строить. Оно есть. Это надстройка над библиотекой. Она спроектирована и построена под художественную галерею Горной Шории. Сейчас объект в стадии частично незавершённого строительства, т.е. без внутренней отделки. Назрела острая потребность в приобретении помещения, в завершении внутренних работ и сдаче под ключ.

    © 2016 Музей этнографиии и  природы Горной Шории

    © 2016 Дизайн Вячеслав Шевченко

    Unknown Track - Unknown Artist
    00:00 / 00:00